Телефон: +7 (383)-235-94-57

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Опубликовано в журнале: Личность и общество №2(2)

Автор(ы): Сундукова Татьяна Олеговна, Ваныкина Галина Владиславовна

Рубрика журнала: Передовые социально-педагогические практики

Статус статьи: Опубликована 13 февраля

DOI статьи: 10.32743/2658-6487.2019.2.2.68

Библиографическое описание

Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ // Личность и общество: эл.научный журнал. –2019 – №2(2). URL: https://pedjournal.com/archive/2/68 (дата обращения: 17.08.2019)

Сундукова Татьяна Олеговна

канд. пед. наук, доц. ТГПУ им. Л.Н. Толстого,

РФ, г. Тула

Ваныкина Галина Владиславовна

канд. пед. наук, доц. ТГПУ им. Л.Н. Толстого,

РФ, г. Тула

FEATURES OF FORMATION OF DESIGN THINKING IN THE PREPARATION OF BACHELORS IN THE FIELD OF MANAGEMENT

 

Tatiana Sundukova

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Russia, Tula

Galina Vanykina

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

В эпоху изменения глобальных отраслей промышленности и повышения значимости технического прогресса традиционные системы образования не в полной мере могут обеспечивать компании выпускниками, обладающими соответствующим сочетанием навыков и опыта. В последнее время возросший интерес к дизайнерскому мышлению как подходу к инновациям привел к его принятию специалистами, что обуславливает необходимость разработки нового метода обучения проектному мышлению и связанным с ним навыкам и процессам. В зарубежной педагогике активно проводятся исследования, целью которых является определение содержания понятия «дизайн-мышление» и обоснование методики обучения, мониторинга и критериально-оценочного аппарата. В данной статье рассмотрены траектории организации обучения по программам Дизайн-мышления.

ABSTRACT

In an era of changing global industries and increasing the importance of technological progress, traditional education systems may not fully provide companies with graduates with an appropriate combination of skills and experience. Recently, an increased interest in design thinking as an approach to innovation led to its adoption by experts, which necessitates the development of a new method of teaching project thinking and related skills and processes. In foreign pedagogy, research is actively conducted, the purpose of which is to determine the content of the notion “design thinking” and substantiate the methods of teaching, monitoring and the criteria-appraisal apparatus. This article discusses the trajectories of the organization of training in the programs of Design Thinking.

 

Ключевые слова: дизайн-образование, обучение дизайну, дизайн-знания, педагогика, профессиональное образование.

Keywords: design education, design training, design knowledge, pedagogy, professional education.

 

Современная система образования ориентируется на активное использование инноваций, которые продемонстрировали положительную динамику роста качества образования и востребованности предлагаемых специальностей и направлений подготовки. В данном контексте многие образовательные учреждения обязаны конкурировать на государственном и международном уровне, именно поэтому они инвестируют в образовательные траектории, которые подчеркивают «лидерство через инновации» [1].

Дизайн улучшает результаты многочисленных инновационных процессов, принося такие выгоды, как повышение качества товаров и услуг, повышение гибкости производства и снижение материальных затрат [3]. По этим причинам дизайн все чаще рассматривается как жизненно важный стратегический бизнес-ресурс [4]. Таким образом, университеты все чаще инвестируют средства в дизайнерские траектории и программы, чтобы внедрить дизайнерское мышление в учебную программу, как возможность для студентов испытать междисциплинарную командную работу, которая предоставляет им навыки и знания за пределами их собственных дисциплин в специализированной среде обучения. Бизнес-школы и факультеты дизайна разработали специальные курсы для обучения дизайнерскому мышлению и инновациям. По мнению Wong V. [8], «дизайн-мышление приносит творческие методы в бизнес ... но никто не может договориться о том, как научить его методам». Автор утверждает, что, в то время как выпускники, обученные дизайнерскому мышлению, выходят из междисциплинарных магистерских программ, которые интегрируют дизайн, технологию и бизнес, при этом вопрос о том, как дизайн-мышление должно преподаваться, остается открытым. Приоритетным вопросом, по мнению Wong V., является, должен ли дизайн использовать более деловой подход или же бизнес должен интегрировать более творческие подходы мышления [8].

Для решения этой проблемы в статье предлагается подход к организации и структурированию программы Дизайн-мышления, которая может быть применена при преподавании различных дисциплин. Этот подход основан на результатах зарубежных исследований содержания учебной программы, методов обучения и формирования метапредметных компетенций, которые в настоящее время являются базовыми методиками преподавания дизайн-мышление с междисциплинарной точки зрения. Выделим пять базовых тематических уровней или фокусов в процессе формирования дизайн-мышления: переориентация дизайн-мышления, дизайн-мышление в образовании, исследовательский подход, результаты, обсуждение.

Концепция дизайн-мышления в рамках академического диалога дизайна обсуждается уже более 30 лет, при этом Schön D.A. [7] и Lawson B. [6] изучают и описывают вопросы об особенностях мышления дизайнеров. Buchanan R. [2] создал разговор вокруг «злых проблем» в дизайне, утверждая, что дизайнеры имеют дело с проблемами, которые плохо формализованы, и что творческое переосмысление проблемы является частью профессионального мастерства. Некоторые бизнес-задачи были помечены как «злые проблемы», например, когда задача затрагивает множество заинтересованных сторон с конфликтующими приоритетами. В последнее время дизайн-мышление тесно связано с инновациями, а обсуждение его применения широко распространено как в проектных, так и в управленческих кругах.

В зарубежной литературе предложено большое количество моделей организации деятельности на основе дизайна и инноваций. Рассмотрим датскую лестницу дизайна, разработанную датским Центром дизайна [5]. Она представляет собой четырехступенчатую модель, используемую для измерения уровня проектной деятельности на предприятиях на основе их отношения к дизайну. Чем выше лестница, тем большую стратегическую ценность имеет дизайн в компании [5]. Используемая в качестве основы, лестница призвана продемонстрировать, в какой степени дизайн может способствовать творчеству, инновациям и конкурентоспособности: четыре этапа (ступени) лестницы иллюстрируют четыре этапа зрелости проекта.

Шаг 1: нет дизайна – нет осязаемого подхода к дизайну.

Шаг 2: дизайн как стиль – актуален в эстетических решениях, таких как стиль, внешний вид и эргономика.

Шаг 3: проектирование как процесс – рассматривается как методы в разработке продукции или услуги, встроенные в начальных стадиях развития; проектное решение приобретается извне и адаптируется к требованиям конечного пользователя с использованием междисциплинарного подхода.

Шаг 4: дизайн как стратегия – неотъемлемая часть непрерывного обновления бизнес-концепции компании как средства поощрения инноваций; процесс сливается с ключевыми целями компании и играет определенную роль на каждом этапе развития.

Дизайн-мышление в бизнесе играет значительную роль при решении задач управления и повышения конкурентоспособности, поэтому университеты осваивают инновации в подготовке востребованных специалистов, обучая и поддерживая междисциплинарные подходы к решению проблемы. Первыми двумя школами дизайнерского мышления были D-School в Стэнфордском университете в Силиконовой долине Калифорнии и D-School of the Hasso-Plattner-Institute в Потсдаме, Германия. D-School была запущена в 2005 году и была разработана, чтобы активизировать творчество и сотрудничество. Эти образовательные организации обучают студентов в процессе преподавания разных дисциплин – таких как инженерия, медицина, бизнес, гуманитарные науки и образование – работать вместе над решением больших проблем в человеко-ориентированном подходе. Программы в рамках курса совместно преподаются профессорами из отделов дизайна и бизнеса, объединяют студентов из разных университетов для междисциплинарной проектной работы и предполагают сотрудничество с различными областями, такими как компании, стартапы, школы, некоммерческие организации и правительство.

Другой подход к дизайнерскому мышлению – это предоставление двойных степеней в области делового администрирования и дизайна, таких как MBA и Masters in Design в Иллинойском технологическом институте. В настоящее время стали популярными краткосрочные курсы по дизайнерскому мышлению и инновациям, которые обеспечивают востребованное сочетание междисциплинарных навыков (коуч-тренинги). Позволяя студентам-проектировщикам работать с бизнесом, наукой, технологиями и инженерией, пробелы в знаниях отдельных членов команды устраняются. Работа на разных факультетах также предоставляет больше возможностей для участия в реальных проектах, которые обеспечивают ценную практику и профессиональное развитие через более глубокое понимание реального управления проектами, ожиданий и профессионализма.

Исследовательский подход к изучению того, как дизайн-мышление преподается на курсах дизайна и бизнеса в университетах по всему миру, начался с изучения поисковых систем по аналогичным запросам, а также обзора учебной литературы и исследовательских отчетов. В зарубежных исследованиях были представлены лучшие, по мнению авторов, дизайнерские программы Bloomberg Businessweek [8], считающихся лидерами в области интеграции дизайнерского мышления и бизнеса. Кроме того, был проведен более углубленный поиск для получения информации о дизайнерском мышлении в ряде различных дисциплин, охватывающих бизнес, управление и предпринимательство. Каждый курс был обозначен названием учреждения, местоположением, школой или факультетом, названием курса, планом подразделения, целями и задачами курса, а также процессами оценки. Все данные были собраны со сторонних ресурсов, таких как веб-сайты и онлайн-изданий.

Рассмотрим некоторые приоритетные направления, которые были выявлены в ходе зарубежных исследований:

  • теории, методы и философия – является основной темой трех курсов: дизайн и креативное мышление (Квинслендский технологический университет, Брисбен);
  • дизайн-мышление (Сиднейский университет, Сидней);
  • теория и методология дизайна (Делфтский технологический университет, Нидерланды).

Общность этих трех курсов состоит в том, что каждый из них изучает исключительно теории, методы и философию дизайнерского мышления. Другие подобные курсы, такие как дизайн-мышление в бизнесе, предлагаемые университетом Аалто (Хельсинки), также охватывают историю и эволюцию дизайн-мышления, чтобы обеспечить теоретическую основу и фундамент. Целью этих курсов является понимание различий между моделями, теориями и практиками проектирования, критическое осмысление их ценности, а также осмысление и критическое осмысление различных подходов к проектированию. Таким образом, во всех этих курсах дизайн-мышление рассматривается как высокорефлективный творческий процесс, позволяющий студентам критически анализировать и думать о своих собственных процессах проектирования, чтобы создать более глубокое понимание эволюции дизайн-мышления как деятельности по решению проблем. Углубленно исследуются теоретические и методологические основы проектирования, оцениваются текущие дискуссии по практикам. Результаты обучения включают в себя развитие у студентов их собственных взглядов, поведения и стилей мышления в качестве дизайнеров, а также способность оспаривать любые предубеждения.

Альтернативное направление основано на дизайне и разработке новых продуктов. Все курсы по этой теме проходят в рамках факультетов дизайна и таких дисциплин, как Архитектура, Инжиниринг и Промышленный дизайн. Цели этих курсов включают развитие таких навыков, как эскиз, физическое прототипирование, мозговой штурм, ориентированное на пользователя мышление, эстетика и реализация процесса проектирования (открытие, интерпретация, идеация (созерцание сущности), экспериментирование и эволюция дизайнерских решений).

Проиллюстрируем педагогические этапы разработки дизайн-мышления в виде модели (лестницы). Цель лестницы состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое содержание дизайнерского мышления и постепенно направлять студентов к итоговому шагу, где профессиональное и личное развитие и лидерство в дизайне находятся в центре внимания. Работая с этой пятиступенчатой моделью, студенты получают знания и навыки для применения дизайнерского мышления в различных контекстах и проектах.

Шаг первый (базовый уровень): дает студентам знания об истории, эволюции и использовании дизайнерского мышления; иллюстрируют процесс проектного мышления, используя его методологии, философию и рефлексивные практики.

Шаг второй (уровень продукта): позволяет поместить дизайн-мышление в контекст дизайна продукта; предусматривает практическое применение методов и процессов дизайн-мышления для достижения ощутимых результатов в разработке и предоставлении продуктов и услуг.

Шаг третий (уровень проекта): выстраивает связь между ориентированным на продукт дизайнерским мышлением и управлением дизайном; дизайн-мышление теперь применяется к факторам, которые влияют на более широкий контекст дизайна, такие как ситуация на рынке и брендинга решений.

Шаг четвертый (бизнес-уровень): поднимает дизайн-мышление в области бизнес-стратегии и включает в себя дизайн, бизнес и технологии в разработке новых бизнес-моделей и стратегического прогнозирования.

Шаг пятый (профессиональный уровень): последний шаг удаляет дизайн-мышление из конкретного контекста и направляет на развитие личных и профессиональных навыков студента; он использует дизайн-мышление, чтобы продемонстрировать важность развития навыков, чтобы признать возможности, а также развивать процесс привлечения инновационных идей к реализации.

Выделим особенности формирования дизайн-мышления у бакалавров в области управления на примере направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (Таблица 1).

Таблица 1.

Особенности формирования дизайн-мышления бакалавров в области управления в контексте компетентностного подхода

Формируемые компетенции

Особенность формирования

дизайн-мышления

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

Изучение философских аспектов понимания стратегии и содержания понятия «дизайн-мышление» на современном этапе, которые востребованы на рынке труда. Необходимо встраивать в образовательный процесс зарубежные методики, теории, методы и философию дизайнерского мышления, адаптированные под отечественную высшую школу.

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

Выстраивание образовательной траектории целесообразно осуществлять в виде лестницы личных достижений с мониторингом уровня освоения. Предусматривается самоконтроль со стороны обучающихся, что является целеполагающим и мотивационым показателем на обучение.

способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2)

способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3)

Дизайн-мышление рассматривается как высокорефлективный творческий процесс. Он позволяет бакалаврам критически анализировать и думать о своих собственных управленческих решений, чтобы создать более глубокое понимание эволюции дизайн-мышления как деятельности по решению проблем.

Результаты обучения включают в себя развитие у бакалавров в области управления собственных взглядов, поведения и стилей мышления в качестве дизайнеров в области управления, способность аргументированно отстаивать собственные убеждения, учитывать возможные риски и нести ответственность за принятые решения.

владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6)

Возможность принятия как традиционных, так и нестандартных решений в зависимости от постановки задачи в области управления.

групповая работа на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1)

владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2)

Сама методика формирования дизайн-мышления рекурсивна: при поэтапном обучении бакалавры сначала выступают в роли обучающихся, затем проецируют полученные знания и освоенные методики в области управления (применительно к вопросам человеческих и интеллектуальных ресурсов).

владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3)

способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5)

владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ (ПК-7)

Реализация многоуровневой профессиональной подготовки бакалавров позволяет учитывать особенности реальной ситуации в управлении:

·       уровень продукта

·       уровень проекта

·       бизнес-уровень

·       профессиональный уровень.

Аналитические процессы, представленные на каждом уровне, способствуют выстраиванию и корректированию стратегии с учетом степени взаимодействия конкурирующих субъектов.

 

Создание междисциплинарной программы – это длительный во времени, трудоемкий по содержанию и значительно детализированный процесс. Базовые шаги формирования дизайнерского мышления демонстрируют, как ключевые навыки, необходимые выпускнику двадцать первого века во всех отраслях, могут быть встроены в содержание, процессы обучения и результаты обучения в программе бакалавриата. Образовательная лестница дизайна обеспечивает основу для организации и структурирования базовых уровней дизайна мышления или курсов в междисциплинарных контекстах. Для успешной адаптации предлагаемой модели формирования нового стиля мышления необходимы дальнейшие исследования для оценки реализации образовательной проектной лестницы при разработке междисциплинарной программы Дизайн-мышления.

 

Список литературы:

  1. Beckman S. L., Barry M. Innovation as a learning process: Embedding design thinking //California management review. – 2007. – Vol. 50. – №. 1. – P. 25-56.
  2. Buchanan R. Wicked problems in design thinking //Design issues. – 1992. – Vol. 8. – №. 2. – P. 5-21.
  3. Cox G. Cox Review of Creativity in Business: Building on the UK's Strengths, HM Treasury, London //Google Scholar. – 2005.
  4. Dell'Era C., Marchesi A., Verganti R. Mastering technologies in design-driven innovation //Research-Technology Management. – 2010. – Vol. 53. – №. 2. – P. 12-23.
  5. Kretzschmar A. The economic effects of design //National Agency for Enterprise and Housing, Copenhagen: Denmark. – 2003.
  6. Lawson B. How designers think the design process demystified. – Oxford: Elsevier Architectural Press. – 2005.
  7. Schön D. A. The reflective practitioner how professionals think in action. New York, NY : Basic Book – 1983.
  8. Wong V. How to nurture future leaders: World’s nest design schools //Bloomberg Businessweek. – 2009.