Телефон: +7 (383)-235-94-57

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Опубликовано в журнале: Личность и общество №1(1)

Автор(ы): Вознюк Елена Николаевна

Рубрика журнала: Педагогическая психология

Статус статьи: Опубликована 13 января

DOI статьи: 10.32743/2658-6487.2019.1.1.19

Библиографическое описание

Вознюк Е.Н. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ // Личность и общество: эл.научный журнал. –2019 – №1(1). URL: https://pedjournal.com/archive/1/19 (дата обращения: 17.08.2019)

Вознюк Елена Николаевна
канд. психол. наук, преподаватель кафедры психологии КУ «ЖОИППО» ЖОС,
Украина, г. Житомир

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE FORMATION OF SOCIAL CREATIVITY OF TEACHERS

 

Elena Voznjuk

Ph.D. in Psychology, lecturer of the Department of Psychology of the Municipal institution «Zhytomyr Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education» of Zhytomyr Regional Council,

Ukraine, Zhitomir

 

АННОТАЦИЯ

В статье сделана попытка проанализировать социально-психологические особенности формирования социальной креативности педагогов как комплексного качества личности, позволяющего находить оригинальные и конструктивные решения в ситуациях межличностного взаимодействия. Рассмотрены способы креативных действий и алгоритм креативных действий. Проанализированы факторы креативности: случайность, нестандартное мышление, мотивация, компетентность. Показана роль критериев новизны в процессе формирования социальной креативности педагогов.

ABSTRACT

The article attempts to analyze the socio-psychological characteristics of the formation of social creativity of teachers as a complex personality quality, allowing to find original and constructive solutions in situations of interpersonal interaction. The ways of creative actions and the algorithm of creative actions are considered. The factors of creativity are analyzed: chance, non-standard thinking, motivation, competence. The role of the criteria of novelty in the process of formation of social creativity of teachers is shown.

 

Ключевые слова: креативность, креативное действие, креативное мышление, социальная креативность.

Keywords: creativity, creative action, creative thinking, social creativity.

 

Актуальным умением для личности, одним из исключительно необходимых для ее самореализации и социальной значимости, является умение принимать нестандартные решения. Понятие креативности, обозначающий новейшие достижения общества в целом и всеобъемлющую качество личности в частности, заменяет более устоявшееся понятие творчества.

Проведенный анализ исследований по проблеме социальной креативности свидетельствует о недостаточности теоретической и практической проработки данного вопроса в мировой науке. Предлагаем следующее рабочее определение социальной креативности – способность человека эффективно применять и оперативно находить оригинальные, нестандартные творческие решения ситуаций межличностного взаимодействия. Система свойств, составляющих коммуникативный и творческий потенциала личности является базисом для целенаправленного развития такой способности как социальная креативность.

Творческий потенциал определяется как система мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных, волевых качеств личности, создают возможность действовать нестандартно, принимать решения и находить новое.

Способность педагога изменять образовательную действительность, упрощая, улучшая ее, является одной из наиболее важных для социальной активности. В различных областях науки проводятся исследования на предмет определения склонности педагога к продуцированию нового, изучаются механизмы, с помощью которых можно получить креативный результат в педагогической сфере деятельности, проводится ряд мероприятий (тренинги, занятия), призванных выявить и развить необходимые возможности у педагога. Культурное мышление педагога, неограниченное развитие его интеллекта выступают своеобразными общественными ценностями, которые, вероятно, приводят к созданию креативного продукта в образовательном процессе. Креативные действия являются ценностью сами по себе, так как способны привести если не к важному открытию, которое меняет весь ход научной мысли, то к реальному упрощения производственного процесса, решение повседневных проблем.

На современном этапе образовательной среды стимулирования и развитие креативности педагога выступает одним из важных, актуальных социальных задач как отдельно взятого государства, так и мирового сообщества в целом.

Общество предъявляет целый ряд различных требований, которые способствуют выработке у педагога способности создавать новое как необходимую основу прогресса социальной и педагогической системы. При решении педагогом потребностей общества в создании нового необходимо подключить ряд личных факторов. Интеллектуальные способности педагога составляют умственный потенциал личности вообще. Креативность как способность выступает одной из составляющих интеллекта. Интеллект человека развивается в течение становления личности в конкретном обществе, напрямую зависит от социализации: «каждый организм черпает из огромного резервуара возможностей мира все то, что для него доступно, что соответствует его когнитивным способностям» [9].

Когнитивные способности личности производят различные функции человеческого ума, не ограничиваясь исключительно интеллектом, важнейшая роль среди которых отводится интуиции. На наш взгляд, сознательные мыслительные действия или неосознанные действия (неосознаваемые полностью или частично, что и выступает причинами, путями создания нового) вызывает природу социальной креативности.

Креативное чаще всего понимается исключительно как коренное преобразование действительности, создание того, что не было раньше. Однако со временем происходит изменение отношения к понятию креативного: таким может быть признано любое явление, процесс, дело в деятельности человека, что ведет к улучшению действительности. Креативность трактуется не так узко и избирательно, а ее элементы необходимы практически в любой области человеческой деятельности. Исследователи подчеркивают, что в процессе педагогической работы могут развиться определенные способности, которые проявляются в креативных умениях, развитии социальных способностей (дивергентное мышление, интуиция, социальный интеллект, социальное воображение). Педагог использует свой ресурс социальной креативности, обращаясь к решению множества стереотипных и нестандартных заданий.

Таким образом под социальной креативностью имеем в виду и сам творческий процесс, и путь совершенствования педагога способного продуцировать новые идеи, которые возможно и не всегда находят воплощение в жизни [7, c. 187].

В современном мире отсутствуют строгие соблюдения образца выполняемой деятельности и жесткие статические основания, которые бы ограничивали креативное действие. Это способствует высвобождению креативной активности в процессе развития личности. На наш взгляд, это один из факторов, обусловливает интерес к феномену социальной креативности, и с его помощью объясняется ее проявление в педагогической деятельности педагога. Социальная креативность является предпосылкой и продуктом общественного строя, основанного на сознательном управлении своей деятельности и ее планировании на основе общей ценности креативности.

Исследователи, в частности приходят к выводу о необходимости развития и стимулирования креативных способностей. Пути ее формирования, кроме развития когнитивных способностей личности, видят в ряде материальных и моральных стимулов, акцент делается на различные моральные качества и культурные составляющие, регламентирующих наличие креативности и обусловливают ее.

Креативный потенциал личности, в отличие от материально-технической или ресурсной базы, характеризуется неограниченным источником личностного и профессионального развития, обеспечивает социальную адаптацию, сопровождает конкурентную способность, обеспечивает совершенствование процессуально-методологической базы жизнедеятельности людей [6, с. 335].

Преимущественно креативность в обществе формируется с помощью современной системы образования. Отметим, определенные изменения в ее системе, направленные на всестороннее развитие личности. Ранее в социально-политической, культурно-эстетической и образовательной сферах создавались общественные предпосылки развития креативности, а в настоящее время главным становится формирование самого процесса креативного мышления. Акцент на развитии креативного мышления имеет антропологическую ценность как способность личности к адаптации в различных условиях, способность и умение по-новому воспринимать устоявшиеся взгляды, идеи, знания и превращать их в соответствии с необходимостью и потребностями. Так, подвергается критике «процесс усвоения» знаний, основное значение получают «процессы переработки и применения», которые требуют большей самостоятельной деятельности индивида. Способность и готовность креативно развивать имеющиеся знания в форме производства действительно нового знания, не только отражает интеллектуальный багаж личности, но и предполагает определенную сферу ее организации и направленности [8, с. 15].

При обучении креативной деятельности у педагога вырабатываются навыки, способности создавать, творить. При этом фактор новизны может и не соблюдать, однако для осуществления креативности в главную цель такой деятельности необходимо включить формирование алгоритма креативного действия. Что способствует умению практически решать креативные задачи, что, в свою очередь, развивает креативные способности личности [3, c. 96].

Креативные действия заключаются в необходимости постоянного проникновения в неизвестное, требует физических, духовных, волевых и эмоциональных сил педагога. Креативность проявляется не как частная элитарная способность отдельного индивида, а как необходимое объективное сущностное свойство человека. Это один из путей формирования социальной креативности.

Для определения возможностей формирования социальной креативности необходимо рассмотрение алгоритма креативного действия. Зная механизм процесса, его можно корректировать, изменять и обучать ему. Способы креативного действия зафиксированы в работах таких исследователей: «Конструктивная систематика» Ф. Ханасена; «Систематическая эвристика» Д. Мюллера; «Алгоритм открытия» Р. Альтшуллера [2]. Сущность этих способов креативного действия заключается в выделении «элементарной составляющей» креативного процесса, эти системы раскрывают механизмы творческих процессов.

Вышеупомянутые теории рассматривают креативные действия с точки зрения формально-логического мышления, раскладывая мыслительный процесс на составляющие, в результате которого мы получаем креативность как продукт. В результате этого для педагога становится возможным осознание отдельных аспектов креативного процесса, проследить составляющих создания нового, анализ креативности как совокупности операций, при повторении которых, мы можем констатировать создание нового. В этих исследованиях также делается акцент на нравственных составляющих креативности: что и каким образом можно создавать, где есть границы для творческого вмешательства человека, какие сферы ее деятельности не должны подвергаться внешнему вмешательству, каким правилам должен руководствоваться креатор, создавая новое, и тому подобное.

Представляется необходимым остановиться на «алгоритме открытия», так как это понятие включает наиболее важные элементы в поведении креативной личности, занятой разработкой каких-то проблем, и раскрывает механизм креативного действия, демонстрируя способы формирования социальной креативности.

Формируя социальную креативность, используя внутренние возможности педагога необходимо использовать неосознаваемые человеком внутренние страсти и стремления. Развивая стремление педагога изменить, улучшить, усовершенствовать путем акцентирования внимания на неполноценности, сложности, можно добиться проявления креативного действия. Стремление гармонизировать окружающую действительность приводит к появлению креативного продукта. Для этого используются не только различные культурные и нравственные составляющие (собственно которые и обращают внимание человека на различные трудности), но и учитываются общие потребности социума в каждый конкретный период времени.

В креативности как явлении можно выделить следующие факторы: случайность, нестандартное мышление, мотивация, компетентность. Эти составляющие креативности охватывают все знания и умения, которыми овладевает человек на протяжении своей жизни.

В креативном действии фактор случайности может выступать определяющим в виде совпадений определенных условий, которые воплощаются в нестандартных решениях человека; в виде неожиданности открытия; в виде новых перспектив развития отраслей знания; в виде интуитивного способа решения проблемы. Случайность как фактор креативности может выступать в форме различных внутренних интенций личности.

Нестандартное мышление проявляется в подходе к решению проблем или в особой склонности создавать новые комбинации из имеющихся идей. Также сюда мы можем отнести умение обращаться к разным отраслям знания.

Мотивация выступает составляющей стиля работы, связать ее можно, например, с настойчивым достижением цели. Так, для формирования креативности важно именно мотивационный фактор. Хотя специфические способности человека, которые способствуют креативности, сложно выделить и назвать их однозначно, но мы можем влиять на другие факторы, такие как мотивация. Мотивируя должным образом личность, можно получить желаемый результат – креативный продукт, креативность как личностное качество.

Мотивация как таковая имеет определенную структуру, включающую в себя различные способы и методы. Комбинируя поощрения и стимулирования, раскрываются возможности и креативные потенции человека [4, с. 45].

Как отмечают исследователи, компетентность и особенности мышления является стратегическим составляющими для проявления креативности. Все ресурсы индивида зависят от мотивации, от того, как она используется человеком. Личностный ресурс может оставаться длительное время незадействованным или находить другое применение (трансформироваться для реализации в другой деятельности: способствовать развитию усидчивости и работоспособности в некреативную работе). Подчеркнем, что любая мотивация одинаково влияет на уровень креативности, не с помощью всякого фактора мы можем достичь желаемого результата [1, с. 18].

Отметим, что для развития интеллекта и нестандартного мышления нужно больше затрат, времени, чем работа с мотивацией. Знания педагога, участие в профессиональных конференциях, научно-методических семинарах и т. п. расширяют, способствуют социальной креативной действенности путем формулирования и последующей работой над поставленной проблемой. Овладение различными методами решения задач и принципов так называемого горизонтального мышления, тренинги по системе мозгового штурма обогащают инструментарий педагога в достижении социально креативного процесса. Повысить мотивацию педагога можно с помощью незначительных организационных изменений; общественной потребностью, как аксиологическим критерием креативности; стимулированием амбиций и стремлений; определенной ориентации на личный интерес. При стимулировании мотивации достичь креативности можно быстрее.

Анализируя эмпатическое проектирование и реализацию, необходимо указать о таких составляющих как наблюдение, отбор данных, рассмотрение и анализ, компетентный поиск свежих решений, разработка модели возможного решения. Исследователи констатируют парадокс – общество порождает, так или иначе, креативные действия, но в то же время может его воспринять своевременно, что порождает погоню за новыми идеями, недопущения копирования. И при этом настоящая креативная идея может быть упущена [5, c. 54].

Возможность формирования социальной креативности можно видеть в преимуществах выбора (вариабельности), именно возможность выбора вариантов, можно предположить, приведет к реализации креативности. Исследователями не оспаривается важность обучения аналитическим методам, хотя существенная роль отводится интуитивному подходу при решении креативной проблемы. Считается, что пути решения не всегда можно просчитать. Выделяется феномен выбора в мышлении как особой человеческой способности, при которой и может быть найден необходимый ответ.

Следует указать, что, анализируя процесс создания креативного продукта, акцентируется внимание на гениальном озарении, которое обусловливает креативный процесс. «Инновации, в основе которых лежат новые знания занимают высокое место среди наиболее значимых» [2, с. 104]. Критерий новизны и обусловливает креативный процесс, а также не просто креативный продукт, а определенный инновационный вклад исследователя. Данный критерий новизны можно развивать и стимулировать с помощью знаний. Развивать креативную способность личности можно с помощью изучения нового, и на основании этих данных, по мнению исследователя, можно формировать социальную креативность [2, с. 105].

Такие пути формирования социальной креативности демонстрируют различные способы стимулирования и развития педагога, способные привести к креативному результату. Внутренние интенции личности и социальная обусловленность тех или иных поведенческих действий приводят к формированию социальной креативности.

Работа педагога может носить креативный характер, так как направлена на активное преобразование действительности. В понятии труда раскрывается сущность креативности не как элитарной особенности, ранее активно проявлялось в понимании творчества, а как повседневное действие создания нового, трансформации реальности, развития личности, обладающей навыками креативности. Путем формирования социальной креативности в работе выступают способности педагога к обобщению, к креативным действиям как таковым. Сформировать определенное мировоззрение, которое будет способствовать усвоению нового, ориентированного на преобразование, возможно с помощью совокупности образовательных и воспитательных мероприятий. Различные упражнения, направленные на развитие когнитивных способностей личности и на формирование специфических качеств, таких как уверенность в себе, способность заявить о новом результат, отстоять свою точку зрения, отличную от общепринятой, могут служить основой для создания креативного продукта и освоения педагогом креативных черт как таковых.

Необходимо формировать особую культуру восприятия, направленную на социальную значимость полученных результатов. Говоря об эмоциональном и рациональном в креативности, отметим, что развитие человека невозможно без совершенствования его духовно-нравственной сферы. Благоприятные условия развития чувств достигаются путем формирования определенных умений и навыков. Овладение этими способностями влияет на формирование общей социальной креативной способности.

Для формирования креативного мышления необходимо усвоение всех составляющих элементов социального опыта, синтез рационально-логического и эмоционально-образного компонентов мышления, развитие креативных чувств, которые отражают логико-смысловой, эмоционально-ценностный и чувственно-образное содержание личности. В креативном процессе необходимо присутствует связь интеллекта и эмоций: выбором в креативном мышлении руководят и чувство необходимости и социальной значимости, и чувство общей гармонии.

Формирование креативной личности педагога один из важнейших элементов формирования креативности, который тесно связан с обществом. Так, анализируя проблему личностного становления считается, что оно «происходит в конкретной социальной среде, которое вносит принципиальные структурные изменения на выявление и собственно возникновения тех или иных характерологических образований – фиксированных установок и соответствующих им аксиологических функций...» [7].

Развитие социальной креативности педагога в образовательной среде имеет ряд определенных особенностей: необходимость формирования креативности основывается на исследовании определенных культурных составляющих и ценностей, существуют определенные алгоритмы создания нового, способность личности к креативному постижения мира, умение видеть и решать потребности в социальной школьной среде.

Основу креативности педагога составляют определенные личностные составляющие, которые являются залогом формирования креативного процесса.

Таким образом, роль социальной среды в формировании социальной креативности педагога выступает способом освоения всех культурных правил и установок. Что позволяет путем трансформации, изменения, развития, совершенствования модернизировать сложившийся порядок вещей, иногда даже в форме ухода от устоявшейся культурной нормы.

Креативность не понимается как набор ее отдельных форм (разновидности креативности – это только фиксированные направления креативной деятельности как таковой), зато теоретико-методологическое основание креативности представлено как целостное социальное явление. Процесс и результат креативности трактуются с точки зрения человеческой деятельности, а также составляющих, которые создают и обусловливают такую деятельность.

Существует ряд специфических особенностей, связанных с развитием креативных способностей педагога. Необходимость формирования социальной креативности предполагает не просто пассивное освоение совокупности определенных культурных ценностей, алгоритмов создания нового, а способности креативно мыслить, усваивать ценности и осмысливать потребности общества и отдельных личностей. Развитие социальной креативности происходит в процессе обучения и профессиональной деятельности педагога. Ее развитие в значительной степени зависит от уровня овладения философскими знаниями, которые становятся основой мировоззренческой позиции педагога. Она зависит от глубокого знания истории, общего эмоционального мира человека, широты тех проблем, которые педагог стремится решить в креативном действии. Креативность предполагает наличие определенных личностных характеристик, которые можно культивировать как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Для более успешного развития социальной креативности необходимо создать среду, обеспечивающую культурные, социальные и экономические стимулы. Инновационная среда может быть обеспечена с помощью диалога – интегратора социальной целостности, генератора креативной культуры. Социальный диалог является формой для обеспечения креативной среды, методом решения социальных противоречий и проблем. Креативный диалог имеет целью как же проявление личности, так и создание общего текста культуры.

Исследуя социальную креативность педагога имеем в виду разновидность продуктивной деятельности по созданию нового в процессе познания. Особенность социальной креативности в деятельности педагога в социальной школьной среде: повышенный креативный потенциал, что, с одной стороны, позволяет проследить формирование и развитие креативности как конструктивного явления, а с другой стороны, усложняет процесс исследования, поскольку креативность может выступать самоценностью и не нести социального содержания.

Креативность, формируясь на личностном уровне, приобретает общественные характеристики не только в плане детерминации креативного действия общественной составляющей, а и выступает носителем и условием формирования в отдельных отраслях научного знания. Социум обеспечивает формирование креативности как таковой, где сам выступает источником ее развития.

Общество воспринимает креативную личность, креативный продукт, креативный процесс как необходимые современные явления. Представляя их как неотъемлемые составляющие современного существования. Важное значение для изучения креативности современными исследователями имеет ее социальный компонент. Креативность рассматривается как общественный феномен, несмотря на различные точки зрения и на многостороннею трактовку этого понятия.

В результате изучения вопроса можно сделать вывод о том, что социальная креативность педагога представляет собой комплексное качество личности, позволяющее выявлять конструктивные и оригинальные решения. В структуре взаимосвязанных элементов социальной креативности педагога проявляется единство коммуникативных, мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных и экзистенциальных параметров, каждый из которых представляет собой отдельный блок личностных характеристик и проявлений. В связи с этим можно предположить, что общий уровень развития социальной креативности субъекта определяется уровнем развития каждого из названных компонент ее структуры.

 

Список литературы:

  1. Амбайл Т. Как убить творческую инициативу. Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 228 с.
  2. Друкер Питер Ф. Наука инновации. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 228 с.
  3. Креативная лаборатория: диалог творческих практик: Монография / Ред.-сост. О. А. Карлова. – М.: Академический Проект, 2009. – 476 с.
  4. Кучерявий І. Т., Клепіков О. І. Творчість-основа розвитку потенційних джерел особистості: навч. посібник. – К.: Вища школа, 2000. – 342с .
  5. Леонард Д., Рейпорт Д. К инновациям через эмпатическое проектирование. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 228 с.
  6. Мальцев В. П., Шибкова Д. З. Методологические предпосылки развития изучения креативности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия: Биологические науки и физика. – 2010. – №12. – С. 334–342.
  7. Регирер Е. И. Развитие способностей ученого. – М.: Наука, 2003. – 223 с.
  8. Русяєва Т. Г. Когнітивні здібності вченого: набуті чи вроджені? Звідки беруться генії? // Гуманітарний часопис. – 2008. – №3. – С. 12–17.
  9. Сисоєва С. О. Педагогічна творчість учителя: визначення, теоретична модель, функції підготовки //Педагогіка. Психологія. – 1998. – №2. – С. 161–172.